Эпоха классики: музы композиторов

Эпоха классики: музы композиторов

Музы композиторов, вдохновлявшие таких мэтров «классической эры», как Малер, Россини, Шуман, Вагнер и Бетховен, — «роковые дамы», использовавшие свои чары во благо.

Альма Малер (1879-1964)

Австрийская деятельница искусства и литературы, известная личность на культурной сцене первой половины XX века, супруга Густава Малера Альма вдохновляла и любила не только великого музыканта. Всю свою жизнь она поддерживала известных творцов, в том числе Леонарда Бернстайна, Бенджамена Бриттена, Мориса Равеля и Томаса Манна. За 17-летней Альмой ухаживал Густав Климт, но замуж роковая красотка вышла за директора венской оперы Густава Малера, вдохновив его на создание нескольких симфоний. Альме посвящено Адажио в Пятой симфонии и Восьмая симфония, а основанная тема Шестой вошла в историю, как «тема Альмы». Десятая симфония посвящена… ее измене: еще при жизни Малера у Альмы начался роман с архитектором и основоположником Баухауса Вальтером Гропиусом, за которого она после смерти Малера вышла замуж.

Альма Малер, Томас Манн и Густав Климт

Клара Шуман (1819-1896)

Клара Жозефина Вик Шуман — немецкая пианистка, композитор и педагог, считающаяся одной из самых выдающихся пианисток эпохи романтизма. Она была не только женой, но и первой исполнительницей сочинений Роберта Шумана. История их любви — удивительна. В марте 1828 года в возрасте восьми лет вундеркинд Клара Вик дала концерт в доме доктора Эрнста Кара, где и познакомилась с молодым пианистом на 9 лет старше ее. Восхищенный ее игрой Роберт стал брать уроки музыки у отца Клары, и во время своего обучения около года жил в их доме. Когда Кларе исполнилось 16, молодые люди решили пожениться. Однако отец Клары не пожелал выдать дочь за неимущего музыканта с воспалением сухожилий безымянного пальца, преждевременно закончившим его карьеру, и долгое время запрещал влюбленным даже переписываться. В сентябре 1839 года Роберт и Клара подали жалобу в суд Лейпцига, и в 1840 году Клара и Роберт поженились.

Клара и Роберт Шуман
Клара и Роберт Шуман

Жозефина фон Брюнсвик (1779-1821)

Ученица Бетховена Жозефина фон Брунсвик, в которую композитор долгое время был влюблен, дважды была замужем: первый муж умер, второй сбежал от нее, забрав детей. Поздний ребенок Жозефины — Минона, имя которой наоборот читается, как «аноним», считается дочерью Бетховена, но доказательств тому нет. Жозефине посвящены финал его единственной оперы «Фиделио» и знаменитая соната «Аппассионата», формально посвященная брату Жозефины Францу.

Людвиг ван Бетховен и Жозефина фон Брюнсвик

Козима Вагнер (1837-1930)

Вторая жена и муза немецкого композитора Рихарда Вагнера и сооснователь и многолетний руководитель Байройтского фестиваля Козима Вагнер — музыкант с родословной: Козима — дочь венгерского композитора и пианиста Ференца Листа. При жизни Рихарда Вагнера она вдохновила его на создание нескольких шедевров, в том числе и «Зигфрид-идиллии», изначально написанной для нее как поздравление с днем рождения, а после смерти посвятила всю себя сохранению музыкального наследия мужа.

Козима и Рихард Вагнер

Изабелла Кольбран (1785-1845)

Изабелла Кольбран — итальянская оперная певица (драматическое сопрано) и жена композитора Джоакино Россини — пела на мировых премьерах его опер «Елизавета, королева Английская», «Отелло», «Армида», «Дева озера», «Магомет II» и «Семирамида». Дочь придворного испанского музыканта была звездой престижного Неаполитанского театра Teatro San Carlo, в 19 веке считавшегося самым ярким в Италии.

Изабелла Кольбран и Джоаккино Россини
Изабелла Кольбран и Джоаккино Россини